PDF Печать E-mail

 

Банкротство (несостоятельность). Процедура банкротства.

Признаками банкротства являются:

1. Наличие задолженности денежного характера.

- Для юридических лиц свыше ста тысяч рублей;

- Для индивидуальных предпринимателей свыше десяти тысяч рублей;

2. Неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев.

3. Превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего имущества.

Согласно Закону о банкротстве несостоятельными могут быть признаны все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Несостоятельность (банкротство) - это признанная  Арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основанием возникновения таких обязательств могут быть возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления за товары, работы, услуги обязана уплатить денежные суммы, иные основания, предусмотренные ГК РФ (например, причинение вреда). Под обязанностью по уплате обязательных платежей понимается обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Дело о банкротстве юридического лица  возбуждается Арбитражным судом путем подачи заявления в отношении должника.

Должником является лицо, обязанное совершить опрдеедленные действия, исполнить денежные обязательства в пользу кредитора.

Кредиторами в соответствии с Федеральным законом признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Обращаться в Арбитражный суд с заявление о признании организации банкротом могут только конкурсные кредиторы.

Для проведения процедур банкротства должника в соответствии с федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) утверждается арбитражный управляющий.

После принятия заявления о банкротстве арбитражный суд ведет активное производство по делу в частности этот орган вправе, назначать экспертизу в целях выявления признаков преднамеренного банкротства или фиктивного банкротства, принимает обеспечительные меры, назначает арбитражного управляющего и разрешает все разногласия в процессе процедуры банкротства.

Процедура банкротства – это совокупность мер в отношении должника направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидации.

Данная процедура имеет несколько стадий. Первой стадией является наблюдение.

Наблюдение — это первая из возможных процедур банкротства действующего предприятия. Наблюдение вводится арбитражным судом по заявлению должника или после признания требований заявителя (кредитора или уполномоченного органа). На этой стадии банкротства  Арбитражным судом назначается временный арбитражный управляющий.

Ведение наблюдения означает, что исполнительные действия приостанавливаются, снимаются все аресты и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника. Требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника не отстраняются, они продолжают осуществлять свои полномочия, но уже с ограничениями, установленными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, переводом долга, могут быть совершены только с согласия временного управляющего. Задача временного управляющего — в срок не более чем семь месяцев изучить финансовое состояние должника.

Для этого временный управляющий выявляет кредиторов должника, выясняет размер их требований, проводит инвентаризацию имущественного комплекса должника, анализирует информацию и документы, касающиеся деятельности должника, принимает меры по сохранности имущества.

Основными целями наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и изучение финансового состояния предприятия.

По итогам своей работы временный управляющий подготавливает анализ финансового состояния должника, на основе которого первое собрание кредиторов должника принимает   одно из следующих решений.

1. О введение  второй стадии - финансового оздоровления.

2. О введение внешнего управления.

3. О введении конкурсного производства.

4. О заключении мирового соглашения.

Следующая процедура банкротства — это финансовое оздоровление. Эта стадия длиться не более  7 месяцев. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Данная процедура применяется по инициативе лиц, которые считают, что реабилитация предприятия возможна.

Для ведения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом назначается административный  управляющий.

На этой стадии банкротства, учредитель должника, либо третье лицо обращаются к собранию кредиторов с графиком погашения задолженности должника и сведениями о предлагаемом ими обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с этим графиком погашения задолженности. В случае если должник не исполнит график погашения задолженности, лицо, предоставившее обеспечение, обязано будет исполнить неисполненные обязательства должника. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.

Другие последствия введения финансового оздоровления. Также как и в предыдущей процедуре приостанавливается исполнение исполнительных документов, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника также не отстраняются, но могут осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Ряд сделок, уменьшающих или могущих привести к уменьшению имущества должника, могут быть совершены исключительно с согласия административного управляющего или собрания кредиторов.

При любом результате финансового оздоровления должник обязан подготовить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности.

На основе этого отчета арбитражный суд может принять один из следующих судебных актов:

1. Определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует).

2. Определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника).

3. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Третьей стадией банкротства является внешнее управление.

Это реабилитационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия и назначаемая арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием внешнему  Арбитражному управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

План внешнего управления может предусматривать такие меры по восстановлению платежеспособности должника как:

• перепрофилирование производства;

• продажа части имущества должника;

• уступка прав требования должника;

• исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

• увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

• размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

• продажа предприятия должника;

С даты введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.

Органами, осуществляющими внешнее управление, являются внешний управляющий и собрание кредиторов. Полномочия руководителя должника прекращаются, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. К числу дополнительных прав внешнего управляющего относятся право на отказ от исполнения договоров должника и право на предъявление в Арбитражный суд требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

По результатам своей деятельности внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

1. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

2. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

3. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4. О заключении мирового соглашения;

Завершающей стадией процедуры банкротства является - конкурсное производство.

Конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим исключением предприятия из реестра действующих.

Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния.

По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден арбитражным судом. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса.

Выделяют следующие группы последствий.

1. Наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также обязательных платежей, в том числе отсроченных.

2. Прекращение начисления всех видов неустоек, процентов, иных финансовых санкций по всем видам задолженности.

Это значит, что требования кредиторов не могут включать какие-либо суммы санкций, начисленных в период конкурсного производства, даже если это производство продолжается достаточно длительное время.

Лишение любых сведений о финансовом состоянии должника характера конфиденциальной информации либо коммерческой тайны. Это означает возможность опубликования сведений о должнике.

Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим за счет должника в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

После назначения конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления должником. Полномочия по управления конкурсному управляющему передает внешний управляющий. Вся документация, включая бухгалтерскую, а также касающуюся предъявления и удовлетворения требований кредиторов, аудиторских проверок деятельности предприятия, инвентаризации имущества, реализации его, если она была произведена, а также печати и штампы, материальные и иные ценности, находящиеся у должника, должна быть передана конкурсному управляющему в течение трех дней.

Полномочия конкурсного управляющего являются весьма широкими, он осуществляет все мероприятия по формированию и распределению конкурсной массы. Функции конкурсного управляющего в основном связаны с распоряжением имуществом, находящимся у должника, и имуществом должника, находящимся у третьих лиц. Прежде всего конкурсный управляющий принимает имущество находящееся у должника, проводит инвентаризацию и оценку этого имущества, в ходе которой выделяет имущество, не принадлежащее должнику.

Конечная конкурсная масса распределяется между кредиторами в следующем порядке:

1. Судебные расходы;

2. Вознаграждение арбитражному управляющему(не менее 10 тысяч рублей);

3. Текущие коммунальные платежи, долги по заработной плате и другие расходы;

4. Требования граждан о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью;

5. Обязательные платежи в бюджет.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан предоставить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением документов, подтверждающих продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов.

В подавляющем большинстве случаев после удовлетворения требований кредиторов (не всех, а части) никакого имущества у должника не остается. Арбитражный суд на основании изучения и проверки отчета конкурсного управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства.

Также при банкротстве возможно заключение мирового соглашения.

Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Мировое соглашение заключается в письменной форме между должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами и содержит условия о порядке и сроках исполнения обязательств должника.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. О чем выносится определение, в котором указывает на прекращение производства по делу о банкротстве.

Таким образом, возбуждение процедуры банкротства в отношении предприятия далеко не всегда означает его крах. Как раз наоборот, законодательство о банкротстве направлено на сохранение имущества должника и восстановление его платежеспособности и нередко является последней спасительной мерой для предприятия, попавшего по тем или иным причинам в сложное финансовое положение.

 

Методика проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога:

Настоящая Методика  определяет  правила  проведения   Федеральной налоговой службой анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта - заинтересованного лица (далее  -  заинтересованное  лицо),  не   имеющегопризнаков  (несостоятельности)  банкротства,  для  установления   наличия угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лицав случае единовременной уплаты им  налога  с  целью  решения    вопроса опредоставлении отсрочки или  рассрочки  по  основанию,   предусмотренномуподпунктом  3  пункта  2  статьи  64  части  первой  Налогового  кодекса Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс):

Анализ финансового состояния заинтересованного лица проводится на основании  имеющихся  в  распоряжении  Федеральной  налоговой    службы и территориальных налоговых органов:
сведений о подлежащих уплате суммах налогов, сборов, пеней, штрафов;
сведений, полученных в рамках проведения налогового контроля;
сведений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, или уполномоченных им таможенных  органов   о суммах налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
сведений  органа  (должностного  лица),  уполномоченного   совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина, о подлежащей уплате сумме этой пошлины;
сведений  других  федеральных  органов  исполнительной      власти и государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  о    суммах подлежащих уплате обязательных платежей в бюджетную  систему   Российской Федерации и денежных обязательств;
бухгалтерской   отчетности,   налоговых   деклараций     (расчетов), документов налогового учета;
документов, представленных в соответствии с  пунктом  5  статьи  64 Кодекса;
сведений,  опубликованных  в  соответствии   с     законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
При проведении анализа финансового  состояния   заинтересованного лица по данным представленной в установленном порядке в налоговый   орган бухгалтерской  отчетности  на  последнюю  отчетную  дату   рассчитываются следующие показатели, если иное не предусмотрено настоящей Методикой:
степень платежеспособности по текущим обязательствам  (в   месяцах), которая определяется как  отношение  суммы  краткосрочных   обязательств, уменьшенных на  величину  доходов  будущих  периодов,  к   среднемесячной выручке,   рассчитываемой   как    отношение    выручки,    полученной заинтересованным лицом  за  отчетный  период,  к  количеству    месяцев в отчетном периоде;
коэффициент текущей ликвидности, который определяется как отношение суммы оборотных активов заинтересованного  лица  к  сумме   краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов.
Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна 3 месяцам (6 месяцам - для стратегических организаций и   субъектов естественных монополий) и (или) коэффициент текущей  ликвидности   больше или равен 1, то в отношении заинтересованного  лица  делается  вывод  об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога.
Если степень платежеспособности по текущим обязательствам больше 3 месяцев (6  месяцев  -  для  стратегических  организаций  и   субъектов естественных монополий) и одновременно коэффициент  текущей   ликвидности меньше 1,  то  в  отношении  заинтересованного  лица  проводится   анализ следующих показателей:
1) суммы налога, на которую возможно  предоставление  отсрочки   или рассрочки;
2) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (по данным представленной в  установленном  порядке  в  налоговый   орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату);
3) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (по данным представленной в  установленном  порядке  в  налоговый   орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную  дату)  без  учета   суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;
4) чистой прибыли отчетного периода  (по  данным    представленной в установленном порядке в  налоговый  орган  бухгалтерской    отчетности на последнюю отчетную дату);
5) поступлений денежных средств на счета  в  банках  за   3-месячный (6-месячный - для стратегических организаций  и  субъектов   естественных монополий) период,  предшествующий  подаче  заявления  о   предоставлении отсрочки  или  рассрочки   (согласно   документам,       представленным в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 64 Кодекса).
На основании анализа показателей, указанных в пункте 4 настоящей Методики, делается вывод об отсутствии  угрозы  возникновения   признаков несостоятельности  (банкротства)  заинтересованного   лица   в   случае единовременной уплаты им  налога  при  соблюдении  одного  из   следующих условий, если сумма  поступлений,  указанных  в  подпункте  5    пункта 4 настоящей Методики:
1) больше или  равна  сумме,  указанной  в  подпункте  2    пункта 4 настоящей Методики;
2) меньше  суммы,  указанной  в  подпункте  2  пункта  4   настоящей Методики, но больше или равна сумме, указанной в подпункте  3  пункта  4 настоящей Методики, и при  этом  имеется  чистая  прибыль,    указанная в
подпункте 4 пункта 4 настоящей Методики;
3) меньше  суммы,  указанной  в  подпункте  3  пункта  4   настоящей Методики.
В остальных случаях делается вывод о наличии  угрозы   возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.
В  отношении  заинтересованного  лица,  применяющего   упрощенную систему налогообложения, и индивидуального предпринимателя, применяющего общий режим налогообложения, проводится анализ финансового  состояния   в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей Методики и с учетом особенностей,
предусмотренных настоящим пунктом, при этом сумма краткосрочных   заемных средств  и  кредиторской  задолженности  рассматривается  как    сумма по неоплаченным  расчетным  документам,   помещенным   в     соответствующую картотеку, определяемая на основании справок банков (согласно документам, представленным в налоговый орган в соответствии с подпунктом 3 пункта   5статьи 64 Кодекса).
Для  индивидуального  предпринимателя,  применяющего  общий    режим налогообложения, чистая прибыль отчетного периода определяется как сумма полученного дохода от предпринимательской деятельности,  уменьшенная   на сумму профессионального налогового вычета за налоговый период, по данным
представленной в  установленном  порядке  в  налоговый  орган   налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц на последнюю отчетную дату.
Для  заинтересованного  лица,  применяющего   упрощенную     систему налогообложения, выбравшего в качестве объекта  налогообложения   доходы, уменьшенные на  величину  расходов,  чистая  прибыль  отчетного   периода определяется  как  сумма  полученных  доходов,  уменьшенная  на   сумму произведенных расходов, за налоговый период по данным  представленной   в установленном порядке в налоговый орган налоговой декларации по   налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы   налогообложения, на последнюю отчетную дату.
Для  заинтересованного  лица,  применяющего   упрощенную     систему налогообложения, выбравшего в качестве объекта  налогообложения   доходы, чистая прибыль  отчетного  периода  определяется  как  сумма   полученных доходов за налоговый период по  данным  представленной  в   установленном порядке в налоговый орган налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной  системы  налогообложения,  на   последнюю отчетную дату.
Индивидуальный  предприниматель,  применяющий  упрощенную    систему налогообложения на основе  патента,  считается  имеющим  чистую   прибыль отчетного периода.

 

Особенности банкротства застройщиков:

К участию в деле привлекается региональный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иной недвижимости.
Арбитражный суд устанавливает наличие у участника строительства требований в рамках дела о банкротстве в том числе путем признания сделок с застройщиком и (или) третьими лицами, действовавшими в его интересах, притворными.
Открытие конкурсного производства в отношении застройщика - основание, позволяющее участникам строительства в одностороннем порядке отказаться исполнять договор.
В качестве обеспечительной меры арендодателю могут запретить распоряжаться земельным участком, на котором начато строительство или уже возведен объект.
Денежные требования граждан-участников строительства отнесены к 3 очереди.
Права застройщика на незавершенный объект и земельный участок можно передать в качестве отступного специализированному потребительскому кооперативу, созданному участниками строительства. Определено, когда требования последних погашаются путем передачи жилых помещений. В первом и во втором случаях должны выполняться определенные условия.
Третье лицо вправе погасить текущие платежи и требования кредиторов 1-2 очередей, чтобы обеспечить возможность передать объект незавершенного строительства или жилые помещения.
Закреплено, как погашаются требования граждан по денежным обязательствам. Установлены особенности расчетов с кредиторами в случае реализации предмета залога (объекта строительства, земельного участка и (или) прав на них). 
Положение о том, что при банкротстве застройщиков не применяется статья, в соответствии с которой определяется размер денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, вступило в силу - 1 января 2012 г.

Участник строительства и (или) третье лицо, желающие погасить требования кредиторов, теперь направляют соответствующее заявление в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, и арбитражному управляющему.
Арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты поступления заявления представляет в суд и заявителю расчет суммы, необходимой для погашения задолженности по текущим платежам и требований кредиторов. При этом она рассчитывается в определенном порядке на дату направления заявления о намерении в суд.
Арбитражный управляющий на основании определения суда об удовлетворении заявления о намерении открывает в кредитной организации отдельный счет должника, предназначенный только для погашения требований (специальный банковский счет).
Требования кредиторов погашаются в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу определения суда о передаче участникам объекта незавершенного строительства или жилых помещений.
По истечении этого срока заявитель направляет в суд заявление о признании погашенными требований кредиторов и о включении его требований в реестр их требований, о переходе права требования по текущим платежам.
При несоответствии осуществленного погашения определению об удовлетворении заявления о намерении суду предоставлено право отложить (не более чем на 30 дней) рассмотрение названного вопроса.

Страховщик, застраховавший ответственность застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, имеет право требования к должнику в размере произведенных выплат во всех случаях. (Ранее это было возможно, когда застройщика привлекали к ответственности).


Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей:

ИП, к которому имеется не удовлетворенное в течение 3 месяцев требование на общую сумму не менее 10 тыс. руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли размер обязательств стоимость его имущества.
Должника, предъявившего недостоверные сведения, могут оштрафовать за неуважение к суду.
При банкротстве ИП, не являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются только такие процедуры, как наблюдение, конкурсное производство и мировое соглашение. Но если у должника есть имущество, требующее постоянного управления и способное приносить доход (напр., предприятие), то по аналогии закона можно вводить финансовое оздоровление или внешнее управление.
Сделки должника с арестованным имуществом ничтожны независимо от того, произведено ли в отношении конкретной вещи исполнительное действие.
Если у должника несколько жилых помещений, то арестовываются все, кроме одного с учетом мнения гражданина. Суд по ходатайству кредитора может в качестве иной обеспечительной меры запретить распоряжаться исключенным помещением.
После введения наблюдения должник не вправе без согласия временного управляющего совершать определенные сделки. Это касается и тех, которые не связаны с предпринимательством.
Арест не налагается на имущество, на которое нельзя обращать взыскание. Но данные ограничения не распространяются на другие обеспечительные меры.
Общее имущество супругов не включается в конкурсную массу. Оно подлежит аресту. Конкурсный управляющий в интересах всех кредиторов может потребовать раздела данного имущества.
После завершения конкурсного производства за должником сохраняется обязанность оплатить расходы по делу, произведенные за него другим лицом, а также непогашенные текущие платежи.
Вступившие в силу акты арбитражных судов могут быть пересмотрены, если они были приняты исходя из толкования, не совпадающего с разъяснениями ВАС РФ.

 

Особенности банкротства с/х предприятий и фермеров (ИП):

Дело о банкротстве такой организации возбуждается в случае, если она задолжала не менее 500 тыс. руб. и данные требования не исполнены в течение 3 месяцев (ранее размер задолженности составлял 100 тыс. руб.).
Если предприятие сельхозорганизации не смогли продать на торгах, то на продажу единым лотом выставляют весь производственно-технологический комплекс должника. Если и он не будет продан, имущество можно продавать по частям посредством публичного предложения (с возможностью снижения начальной цены). Именно на этой стадии действует преимущественное право приобретения имущества должника.
Аналогичным образом продается имущество должника - крестьянского (фермерского) хозяйства.
В перечень лиц, имеющих преимущественное право приобретения имущества должника - с/х организации, включаются регионы и муниципальные образования по месту ее нахождения.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ:

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 36 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Уточнены разъяснения по оспариванию сделок банкрота. Изменены ранее подготовленные разъяснения по вопросам оспаривания сделок должника, находящегося в процессе банкротства. 
Уточнения касаются возможности оспаривания мирового соглашения, заключенного с таким должником. 
Ранее пояснялось, что такое соглашение можно оспорить по общим правилам, предусмотренным Законом о банкротстве для оспаривания сделок должника. 
Согласно внесенным утончениям можно не оспорить мировое соглашение, а обжаловать определение суда, которым оно было утверждено. 
Сделать это могут конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, которые полагают, что их права и интересы нарушены мировым соглашением (утвержденным по другому делу в исковом процессе). 
Также подобное обжалование возможно по инициативе арбитражного управляющего. 
Если эти лица пропустили срок на обжалование, суд вправе восстановить его с учетом того, когда заявитель узнал (или должен был) о нарушении его прав и интересов. 
Копия такой жалобы направляется ее заявителем представителю собрания (комитета) кредиторов (при его наличии), который также извещается судом. 
В рассмотрении данной жалобы могут участвовать (в т. ч. представлять новые доказательства и приводить доводы) все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые заявили требования в деле о банкротстве, а также арбитражный управляющий. 
Повторно обжаловать по тем же основаниям это же определение об утверждении мирового соглашения названные лица не могут. 
Исключены указания относительно ситуации, когда оспаривается сделка, обе стороны по которой находятся процессе банкротства. 
Кроме того, уточнены разъяснения по оспариванию сделок гражданина при его банкротстве. 
Их также можно оспорить по общим правилам оспаривания сделок должника. Сделать это вправе любое лицо, участвующее в деле о банкротстве гражданина. 
Уточняется, что подобное возможно независимо от того, утверждался или нет в таком деле конкурсный управляющий.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".
Пленум ВАС РФ разъяснил некоторые процессуальные вопросы, возникающие по делам о банкротстве.
ВАС РФ дал разъяснения по некоторым процессуальным вопросам, возникающим при рассмотрении дел о банкротстве. В частности, обращается внимание на следующее. 
По вопросам рассмотрения заявлений о признании должника банкротом ВАС РФ пояснил, что если после принятия судом заявления конкурсного кредитора о возбуждении дела о банкротстве и до рассмотрения его обоснованности суд установит, что судебный акт, подтверждающий требования заявителя, был отменен, суд должен отказывать данному заявителю во введении наблюдения. 
По вопросу обособленных споров в делах о банкротстве отмечено, что в каждом из них непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица. 
В связи с этим Пленум уточнил круг лиц, относящихся к непосредственным участникам обособленного спора. 
Обращено внимание на условия, при которых документ может считаться первым судебным актом. 
Отмечено, что распределение судебных расходов в деле о банкротстве между лицами, участвующими в деле, осуществляется с учетом целей конкурсного производства и наличия в деле о банкротстве обособленных споров, стороны которых могут быть различны. 
Разъяснены некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении требований кредиторов. 
Даны рекомендации по вопросам обжалования судебных актов по делам о банкротстве. 
Подробно разъяснены различные порядки обжалования таких судебных актов. 
Среди прочих вопросов замечено, что Закон о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства. 
Судам рекомендуется иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства. 
В то же время суд вправе не откладывать проведение собрания кредиторов, если будет установлено, что остающиеся нерассмотренными требования являются незначительными по размеру и заведомо не могут повлиять на принятие решения собранием кредиторов.